- Условия обучения
- Курсы
- Преподаватели
- Судовые двигатели их эксплуатация, электрооборудование судов
- Государственный и технический надзор. Задачи, функции и права ГИМС России.
- Движители маломерных судов, классификация и принципиальное устройство.
- Классификация двигателей внутреннего сгорания. Краткие технические характеристики. Применение на маломерных судах.
- Краткое устройство, обслуживание и основы техники управления гидроциклом.
- Лоция внутренних судоходных путей.
- Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72).
- Методы вождения маломерных судов в различных условиях обстановки.
- Навигационное оборудование внутренних водных путей
- Общая характеристика и краткий обзор водных путей.
- Оказание помощи судам и людям, терпящим бедствие на воде.
- Организация охраны жизни людей на водоемах Российской Федерации. Основные причины гибели людей на воде.
- Основы гидрометеорологии.
- Основы морской навигации и лоция морей.
- Особенности управления при плавании в сложных гирометеоусловиях.
- Охрана окружающей среды.
- Правила плавания по внутренним водным путям (ППВВП). Местные (бассейновые) правила плавания.
- Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавсредствах. Административная ответственность судоводителей.
- Средства навигационного оборудования морей.
- Судовые двигатели и движители, их эксплуатация. Электрооборудование маломерных судов
- Техническое обслуживание двигателей и движителей маломерных судов. Меры безопасности.
- Учет и контроль за движением судов.
- Штурманские приборы и инструменты. Компасы.
- Электрооборудование маломерных судов.
- Стоимость и реквизиты для оплаты
- Обеспечение безопасности плавания, правопорядка и охраны окружающей среды на водоемах
- Судовождение
- Устройство и техническое обслуживание маломерных судов
- Правовая информация
- Документы для регистрации МС в ГИМС
- Необходимые документы
- Информация для самоподготовки
- Классификация маломерных судов и основы теории судна
- Обслуживание и ремонт судов. Такелажные и малярные работы.
- Основы теории судна. Эксплуатационные, мореходные и маневренные качества.
- Судовые устройства, системы и снабжение. Спасательные, сигнальные и противопожарные средства.
- Устройство судов. Корпус.
- Тематические статьи
Краткое устройство, обслуживание и основы техники управления гидроциклом.
§ 6. Краткое устройство, обслуживание и основы техники управления гидроциклом.
Начинать рассмотрение вопроса краткого устройства и эксплуатации гидроцикла следует, наверное, с формулировки понятия "гидроцикл". Термин "гидроцикл" или "водный мотоцикл" означает любое малое судно, которое используя свои собственные механические средства движения, способно нести на своем борту одного или нескольких человек и которое построено или предназначено для скольжения по водной поверхности или выполнения спортивных фигур (например: водные санки, водные скутера, джетбайки, джетски и др. аналогичные суда). Такое определение дано гидроциклу в ЕПСВВП (Европейских правилах судоходства по внутренним водным путям). У нас к числу гидроциклов отнесены любые бескорпусные (в понимании судостроителей) водные транспортные средства с механическим двигателем. В своей основе определения не противоречат друг другу. Указанные транспортные средства (скорее, средства активного отдыха) находят все большее применение в стране, доставляя удовольствие владельцам необычным ощущением скорости, власти над водой и пространством, радуя глаз зрителей на берегу, одновременно пугая и раздражая всех, находящихся в воде. Уместно будет сказать, что многим лихим "водоциклистам" было затем испорчено настроение представителями правоохранительных органов на водоемах, а несколько лихачей поменяли седло гидроцикла на место в камере за причинение особо тяжких увечий (в ряде случаев -со смертельным исходом) при наезде на пловцов. Именно поэтому авторы сочли необходимым уделить внимание вопросам устройства и безопасной эксплуатации этих транспортных средств в данном пособии.
В общем случае, гидроциклы имеют длину от 2,5 до 3 метров, ширину чуть более метра, высоту над водой 0,6 -1,2 метра, сухой вес от 250 до 280 кг, могут нести от 1 до 3 человек (до 300 кг), имеют мощный двигатель (до 130 л.с.) и водометный движитель (одноступенчатый струйный насос). Управление осуществляется посредством управляемого сопла и возможно только при работающем двигателе. Двигатель имеет водяную систему охлаждения, систему смазки (вспрыском после обкатки), систему зажигания (ключ, магнето, свечи) и электростартер. Электропитание осуществляется от АБ 12В, емкостью 16 - 18 амперчасов. Имеется топливный бак емкостью 40-50 литров, масляный бачок - 3,3-4,0 литра. Применяемое топливо -бензин АИ-92 и выше.
Прежде чем сеть за руль гидроцикла водителю необходимо:
> научиться хорошо плавать;
> зарегистрировать приобретенный гидроцикл в органах ГИМС, получить судовой билет, нанести регистрационные номера на аппарат в установленных местах, а при их отсутствии - по указанию инспектора ГИМС (рис. 126);
> самостоятельно или на курсах изучить правила, обеспечивающие безопасность плавания на водоемах, устройство гидроцикла, овладеть практическими приемами управления, сдать экзамен в ГИМС и получить удостоверение на право управления;
> изучить "Руководство пользователя" приобретенным типом гидроцикла;
> приобрести и надеть рекомендуемую экипировку (рис. 127) на себя и пассажиров:: гидрокостюм, спасательный жилет, очки (рекомендуется и защитная обувь);
> овладеть навыком возвращения гидроцикла в исходное положение при его перевороте (рис. 127).
Основные предупреждения:
После транспортировки или заправки гидроцикла проконтролируйте концентрацию бензиновых паров в двигательном отсеке, чтобы избежать воспламенения или взрыва при пуске в жаркую погоду.
Кормите вашего любимца только его "пищей", не применяйте топливо и, особенно, масла, не рекомендованные фирмой - изготовителем.
Всегда переворачивайте гидроцикл только на левый борт (бок), иначе возможно попадание воды в двигатель.
Время работы стартера не должно превышать 5 сек, после чего обязателен перерыв в 15 сек.
Пуск двигателя следует осуществлять только в положении гидроцикла "на плаву", при глубине водоема подним не менее 0,6 метра (возможен пуск и кратковременная работа двигателя на берегу при проверочных операциях - см. Руководство).
При управлении гидроциклом страховочный шнур выключения двигателя должен быть прикреплен к руке водителя, только он выключит двигатель при падении в воду.
Не уходите от берега на большее расстояние, чем сможете проплыть. Не исключено, что это будет единственный вариант возвращения на берег.
Не превышайте пределов пассажировместимости и грузоподъемности, определенных для данного типа гидроцикла и приводимых в Руководстве для пользователя - это чревато;
Гидроцикл - не буксир. Не используйте его для буксировки маломерных судов и воднолыжников.
Не используйте гидроцикл без огнетушителя на борту.
Каждый гидроцикл, как правило, имеет идентификационные номера двигателя и корпуса, используемые при регистрации и являющиеся средством отличить ваш аппарат от других той же модели. Найдитеих и выпишите в свою записную книжку, как и номер ключа зажигания (можно восстановить в случае утери).
Расположение основных деталей, контрольно-измерительных приборов (индикаторов) и идентификационных номеров приводится на рисунках, при этом надо понимать, что набор контрольно-измерительных приборов, как и их расположение, на конкретной модели гидроцикла может отличаться от приведенной в пособии
Рулевая колонка гидроцикла по внешнему виду и функциональной нагрузке почти идентична рулевой колонке дорожного мотоцикла или снегохода, но при этом необходимо твердо запомнить, что гидроцикл управляем только при работающем двигателе и нажатой педали газа (на инерции при заглушенном двигателе движется только по прямой).
На рулевой колонке индикатор балансировки - показывает вертикальное положение сопла водомета; тахометр, спидометр, указатель наличия топлива в баке, индикатор температуры охлаждающей жидкости и индикатор уровня масла. На ней же слева расположёна главная кнопка - красная кнопка с надписью "стоп" - останова двигателя. Нажатие на нее глушит двигатель, а зеленая кнопка с надписью на ней "старт", расположенная там же, запускает его.
Переключатель балансировки служит для оптимальной установки рулевого сопла при уравновешивании судна с учетом веса водителя.
Ручка газа расположена справа, как и рукоятка воздушной дроссельной заслонки, оттягивание которой, как и везде, обогащает горючую смесь. После пуска и прогрева двигателя ее необходимо вернуть в первоначальное состояние. На многих моделях гидроциклов есть регулятор подачи топлива, имеющий три положения: "включено", "выключено" и "резерв". Переключатель, установленный в положение "резерв" позволяет водителю вернуться к берегу при отсутствии контроля за наличием топлива в баке и его выработке. Ключ зажигания, как правило, двухпозиционный, выполняет те же функции что и на всех машинах. После пуска двигателя его рекомендуется вынуть из гнезда и надежно спрятать, чтобы не утерять в процессе катания.
В кормовой части гидроцикла имеется дренажное отверстие, используемое для слива воды из двигательного отсека и закрытое соответствующим винтом. Отвертывать винт следует только на суше. Перед спуском аппарата на воду, во избежание его затопления, следует убедиться в закрытии дренажного отверстия
После пуска двигателя водитель должен обязательно убедиться в работе системы охлаждения двигателя и циркуляции в ней воды. Контроль - выброс воды через сливное отверстие
Отрабатывая навыки владения гидроциклом следует помнить, что:
> посадка на гидроцикл с причала осуществляется с соблюдением осторожности, постоянно сохраняя балансировку: поставив одну ногу на ступень, осторожно переносите вес тела и, поставив вторую ногу, устраиваетесь на сиденьи;
> повороты гидроцикла осуществляются за счет отклонения кормы (а не носа) в ту или иную стороны, поэтому при отходе от причала (пирса) обеспечьте свободное пространство для маневра кормой (предварительно оттолкнув носовую часть) или, двигаясь вдоль пирса, постепенно выводите его на свободную воду;
> посадка на гидроцикл с мелководья (при глубине 0,6 метра) производится с любого борта либо с кормы при соблюдении условий, указанных в первом пункте;
> посадку на гидроцикл с воды (при глубине более 1,5м) следует производить с кормовой части, также последовательно и аккуратно поставив на подножки сначала колени, затем , сохраняя общую балансировку, перенести вес тела на сиденье, удерживаясь при этом за поручни и ремни:
> пассажир проделывает те же операции, при этом водитель обеспечивает балансировку и сохранение остойчивости гидроцнкла;
> большинство моделей гидроциклов не имеют "заднего хода" и "торможение" осуществляется за счет естественного сопротивления водной среды, поэтому водителю всегда рекомендуется оценить "тормозной путь" своего гидроцикла при различных режимах работы двигателя. Величина "тормозного пути" зависит от веса водителя, наличия и веса пассажиров, от умения водителя использовать тяговое усилие двигателя. В общем случае, при одном водителе среднего веса у большинства гидроциклов "тормозной путь" находится в пределах 70 - 90 метров.
При падении с гидроцикла следует немедленно принять меры для остановки двигателя с помощью стропы глушителя или кнопки экстренного останова. Если гидроцикл при падении перевернулся - примите меры к восстановлению остойчивости (рис. 127), займите рабочее положение (способом, описанным выше) и попытайтесь запустить двигатель. При удачной попытке - дальнейшее движение рекомендуется осуществлять с полностью открытым дросселем, что позволит системе осушения удалить воду из двигательного отсека Конечно, эти приемы желательно предварительно отработать на мелководье, при небольшом удалении от берега.
После переворота гидроцикла всегда предполагайте возможность попадания воды в двигатель, в топливный и масляный баки, поэтому обязательно проделайте все операции, предусмотренные Руководством в таких случаях. Водителю, после каждого использования гидроцикла, рекомендуется снять сиденье, убедиться в отсутствии воды в двигательном отсеке, протереть отсек насухо и установить сиденье на место. После эксплуатации аппарата в соленой воде необходимо систему охлаждения промыть пресной водой.
При проведении технического обслуживания ( TO-1, TO-2) гидроцикла в период эксплуатации необходимо:
> контролировать состояние водомета, своевременно производить очистку входного отверстия и самого водомета, подтягивать болты крепления крышки;
> регулярно производить слив воды из двигательного отсека, контролировать затяжку дренажного винта;
> систематически проверять состояние тяг и работу рулевого управления и дросселя;
> регулярно (а после транспортировки и заправки - в обязательном порядке) вентилировать двигательный отсек;
> постоянно проверять целостность топливного бака и масляного бачка, состояние трубопроводов системы питания, их соединений;
> работу кнопки останова двигателя (с кратковременным, не более 10 сек, пуском двигателя);
> надежность крепления сидений;
> состояние всех крепежных деталей, соединений, узлов и зажимов.
Ориентировочная периодичность технического обслуживания гидроцикла.
Полный перечень обязательных регулировочных работ и порядок их проведения приводятся, как правило, в Руководстве пользователя, прилагаемом к конкретному изделию. При постановке аппарата на длительное хранение в число обязательных операций следует предусмотреть постоянную вентиляцию двигательного отсека. В целом, при подготовке аппарата к зимнему хранению следует провести все операции, предусмотренные Руководством пользователя и воспользоваться рекомендациями, данными авторами ранее, в предыдущих параграфах.